Основная информация

В 1514 году после большой военной победы - взятия Смоленска - великий князь Василий III дал обет построить в память об этом событии монастырь.

Новая обитель была основана в 1524 году во имя Смоленской иконы Божьей Матери, главной святыни Смоленской земли. По преданию, эта икона была написана св. евангелистом Лукой и привезена на Русь в Киев греческой царевной Анной, супругой Владимира Святого, а при Владимире Мономахе была перенесена в Смоленск, где хранилась в городском соборе, прославившись многими чудесами. Эта икона носит еще название Одигитрии - \"Путеводительницы\". В конце XIV века чудотворная икона попала в Москву - в 1399 году княгиня Софья Витовтовна, супруга великого князя Московского Василия I, ездила повидать своего отца - великого князя Литовского Витовта. При расставании Витовт благословил Софью иконой Смоленской Богоматери. Вернувшись в Москву, Софья поставила икону в Благовещенском соборе на великокняжеском дворе. В 1456 году, по просьбе жителей Смоленска, великий князь Василий Темный вернул им их святыню, а в Кремле была оставлена копия с нее. В 1524 году в Новодевичий монастырь был перенесен список с кремлевской иконы Смоленской Богоматери.

С самого своего основания Новодевичий монастырь занял одно из первостепенных мест среди других московских обителей. Государи московские чтили и украшали его. В XVII веке у московских царей появился обычай ежегодно приезжать на богомолье в монастырь 28 июля, в день празднования Смоленской Богоматери Одигитрии. Царский двор останавливался в шатрах у стен монастыря. Стояли вечерню, всенощную, на следующий день - обедню, а потом от царского имени устраивалось обильное угощенье. Отсюда пошел обычай популярного у мосвичей ежегодного народного гулянья на Девичьем поле, позднее перенесенного в район Пресни, в Новинское.

Новая обитель с первых же дней заняла особое положение: здесь постригались (и не всегда добровольно) в монахини представительницы знатных боярских и княжеских родов, родственницы и жены русских царей. В 1598 году, после смерти царя Федора Иоанновича, его вдова царица Ирина приняла здесь постриг под именем Александры. Вместе с ней в монастырь на жительство удалился и ее брат - ближний боярин покойного царя Борис Годунов. И сюда, к стенам монастыря, 21 февраля 1598 года пришли бояре, духовенство и народ - просить Бориса стать во главе государства...

С 1610 года в монастыре жила инокиня Ольга - дочь Бориса Годунова Ксения. А в 1689 году монастырь принял еще одну высокопоставленную узницу - царевну Софью. В 1698 году она была пострижена здесь под именем Сусанны. Позднее в монастыре были заточены ее сестры - Екатерина, Мария и Федосья. В 1698 году под окнами Софьиной кельи по приказу Петра были повешены ее сторонники - 300 мятежных стрельцов, участников последнего стрелецкого восстания, подавленного под Новым Иерусалимом.

В Смоленском соборе Новодевичьего монастыря погребены дочь Ивана Грозного Анна, дочери царя Алексея Михайловича - царевны Софья, Екатерина, Евдокия, первая жена Петра I - Евдокия Лопухина, во иночестве Елена, и ее сестра Екатерина. В 1812 году в монастыре побывал император Наполеон. Перед уходом французов из Москвы монастырь был заминирован и подготовлен к взрыву, но обитель была спасена благодаря подвигу монастырской казначеи инокини Сарры - она успела вовремя загасить фитили, тлевшие у заложенных бочек с порохом.

Самым значительным художественно-историческим памятником монастыря является грандиозный пятиглавый Смоленский собор, построенный в 1524-1525 годах. По преданию, его строил Алевиз Фрязин, но это, скорее всего, легенда - просто в Смоленском соборе действительно много общих черт с построенным итальянцами Успенским собором Московского Кремля, который служил русским зодчим образцом для подражания на протяжении почти двухсот лет.

После завершения строительства собор был расписан фресками, которые сегодня занимают одно из первых мест в истории русского искусства 16-го столетия. Дело в том, что в XVI веке стенная живопись храмов стала весьма редким явлением - новый взлет этого искусства произошел только в середине XVII века. Тем ценнее те немногие росписи, дошедшие до нас из эпохи Василия III и Ивана Грозного.

Иконостас собора выполнен в 1680-х годах под руководством К. Михайлова - строителя \"восьмого чуда света\", деревянного царского дворца в селе Коломенском. В иконостасе имеются прекрасные иконы работы лучших русских мастеров второй половины XVII века - над украшением собора трудились мастера Оружейной палаты, и, вероятно, недаром начальник Оружейной палаты боярин Богдан Матвеевич Хитрово (ум. в 1680 году) погребен в Смоленском соборе. А руководителем работ в Смоленском храме был известнейший русский живописец XVII века, \"царский изограф\" Симон Ушаков (1626-1686). Иконостас Смоленского собора стал его последней крупной работой. Вместе с Ушаковым работал его ученик Никита Иванович Павловец, а стены собора расписывала артель Ивана Елизарова и Федора Карпова.

К концу XVII века сложился существующий архитектурный ансамбль монастыря. Основные здания Новодевичьего монастыря построены в 1680-х годах при деятельном участии царевны Софьи. Она словно предчувствовала, что остаток жизни ей придется провести в заточении в стенах Новодевичьей обители. Строивший монастырь зодчий, несомненно, был одним из талантливейших мастеров своего времени. Особенно ярко его мастерство проявилось при сооружении в 1690 году высокой стройной колокольни. \"Самой выдающейся из всех московских колоколен\" называли колокольню Новодевичьего монастыря, построенную в стиле московского барокко. Она сооружена по ярусной схеме - несколько поставленных друг на друга убывающих восьмигранников стремительно взмывают вверх. Обильное белокаменное кружево, покрывающее стены колокольни снизу доверху, подчеркивает этот стремительный взлет и придает колокольне удивительную легкость. Великий русский зодчий Баженов сказал о ней: \"Колокольня Ивана Великого достойна зрения, но колокольня Девичьего монастыря более обольстит очи человека, вкус имущего\".

Трапезная Новодевичьего монастыря с Успенской церковью построена в 1685-1687 годах на средства царевны Софьи. К Софьиным постройкам относятся и обе надвратные церкви - Покрова Богородицы и Преображения Господня. Оба храма, построенные в стиле московского барокко, отличает богатство белокаменной отделки. Особенно это относится к Преображенской церкви. Надвратная пятиглавая Преображенская церковь над северными воротами монастыря сооружена в 1687-1689 годах. Ее украшают белокаменные раковины, явно навеянные образами московского Архангельского собора.

Режим работы:* Пн, ср., чт., пт., суб., вс. - с 10.00 до 17.30, касса до 17.00,Вторник - выходной день,Первый понедельник каждого месяца - санитарный день

Входная плата:* Взрослые: 100 руб.,Взрослые: 100 руб.,Студенты колледжей и вузов дневной формы обучения: 60 руб.,Пенсионеры: 60 руб.,Иностранные граждане: 150 руб.

Отзывы об этом месте: Написать отзыв